Телесистемы
 Разработка, производство и продажа радиоэлектронной аппаратуры
На главную   | Карта сайта | Пишите нам | В избранное
Требуется программист в Зеленограде
- обработка данных с датчиков; ColdFire; 40 тыс.
e-mail:jobsmp@pochta.ru

Телесистемы | Электроника | Конференция «Микроконтроллеры и их применение»

Издержки премьерства

Отправлено Слава СССР! 09 октября 2007 г. 21:28


Владимир Путин: свобода и безопасность.

Первое впечатление многих политиков и политологов, воспринявших заявления Владимира Путина на предвыборном съезде «Единой России» как знак неограниченного продления режима его личной власти, представляется не вполне обоснованным. Решение возглавить выборный список «Единой России» и упоминание о возможности будущего премьерства, равно как и недавняя смена главы правительства РФ, не создают никакой предопределенности в судьбе действующего президента и выстроенной им властной системы. Все последние шаги Путина содержательно объединены лишь тем, что расширяют пространство его возможностей и фиксируют его контроль над сложной переходной ситуацией.

Сегодня есть все основания утверждать, что Владимир Путин выбирает не сохранение власти, а обретение свободы. Свободы дальнейшего политического выбора. А также – укрепляет инфраструктуру своей собственной безопасности, создает систему, которая должна защитить нынешнего президента РФ после его ухода от власти и минимизировать риск / последствия возможного предательства со стороны элит.

К началу сентября 2007 г. действующий президент оказался в положении классической «хромой утки». Сценарий «третьего срока» к этому времени окончательно потерял функциональность, оказавшись в категории нереализованных возможностей. Властный истеблишмент убедился в том, что Владимир Путин уходит. Идея его возвращения к власти в 2012 году не могла служить адекватной заменой мифу «третьего срока» в глазах людей, привыкших и умеющих жить сегодняшним днем и знающих, сколь многое может измениться в стране за четыре года. Выступление на съезде «Единой России» 1 октября 2007 г. позволило создать и утвердить в сознании новый миф, дисциплинирующий элиты: миф о Путине как будущем сильном премьер-министре (с расширенными формальными и, разумеется, огромными неформальными полномочиями).

Говоря о сценарии путинского премьерства как о мифе, мы отнюдь не настаиваем на его принципиальной нереализуемости (стать премьером – одна из тех возможностей, которые, в новом расширенном диапазоне, резервирует за собой президент). Мы лишь подчеркиваем, что этот сценарий является не прогнозом и не обещанием президента, а его инструментом, позволяющим уже сегодня существенно влиять на поведение элит и контролировать правила игры. В том, что такой инструмент президенту сегодня действительно необходим, не возникает сомнений.

Внутриэлитные войны уже сейчас достигают небывалой интенсивности, и в том числе, в ближайшем окружении президента. Арест начальника департамента оперативного обеспечения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) генерал-лейтенанта Александра Бульбова и трех других высокопоставленных офицеров ФСКН объединенными силами ФСБ и Следственного комитета (СК) произошел на следующий день после исторического выступления Владимира Путина на съезде «Единой России». Конфликты такого уровня между самыми доверенными «силовиками» президента не могут не затрагивать, прямо или косвенно, и его интересов. В случае превращения президента в «хромую утку» избежать их разрастания, со всеми вытекающими разрушительными последствиями для стабильности системы, было бы совершенно невозможно.

Издержки премьерства

Решение возглавить на выборах список «ЕР» и упоминание о будущем премьерстве, в полном соответствии с официальной версией, действительно нацелены на стабилизацию властной системы в перспективе будущей смены власти. В этом качестве сценарий «путинского премьерства» вполне функционален. Другой вопрос - насколько вероятна его реализация. На наш взгляд, вероятность его воплощения является не слишком высокой по целому ряду нижеследующих причин.

1. В российской политической системе премьер-министр находится в иерархической субординации по отношению к президенту. Это проявляется во всем – от порядка назначения до ритуала протокольных встреч. Безусловно, возможно усиление премьера. В том числе, в рамках действующей Конституции (можно ограничиться, например, изменениями на уровне конституционных законов). Но это усиление вряд ли может полностью перевернуть иерархические отношения президента и премьера или полностью вывести премьера из той иерархической лестницы, на верхней ступеньке которой находится президент.

2. Даже существенное расширение полномочий премьер-министра не изменит одного из главных параметров этой должности. А именно, обремененности управленческой рутиной, причем ориентированной, по большей части, на внутригосударственные хозяйственные проблемы, а не на политико-протокольные контакты международного уровня. Есть все основания полагать, что Владимир Путин, размышляя о своем будущем статусе, стремится к прямо противоположному. Ему необходимы свобода от «менеджмента повседневности» и высокий уровень вовлеченности в транснациональные сетевые связи.

3. Мы видим, что в последнее время Владимир Путин планомерно ослабляет федеральное правительство, передавая значительную часть его функций новообразованным государственным корпорациям и другим фактически приравненным к ним по роли / статусу структурам, которые не подотчетны кабинету министров и главы которых назначаются непосредственно президентом. Роль государственных корпораций в складывающемся балансе элит чрезвычайно высока; они становятся де-факто субъектами промышленной, технологической и инновационной политики в стране. Если Путин действительно думает о собственном будущем премьерстве, подобная реформа исполнительной власти, предполагающая выведение системы корпораций из-под контроля правительства, совершенно алогична.

4. Следует учитывать принцип неожиданности президентских решений, ставший характерной чертой его политического стиля. Ключевые решения президента, как правило, не анонсируются за столь длительный срок, как полгода. А то, что анонсируется, тем более, в столь косвенной и ни к чему не обязывающей форме, является не решением, а инструментом, позволяющим сохранить возможность принятия каких бы то ни было решений в будущем.

5. Став главой правительства РФ, Путин не сможет уйти в любой, «первый попавшийся» исторический момент. Он будет вынужден оставаться у власти неопределенно долгое время. Это решение всерьез и надолго свяжет его, сделав заложником государственного аппарата. Таким образом, оно противоречит главному, по нашему мнению, принципу путинской игры, каковым является расширение степеней свободы для будущих шагов.



Составить ответ | Вернуться на конференцию

Ответы


Отправка ответа
Имя*: 
Пароль: 
E-mail: 
Тема*:

Сообщение:

Ссылка на URL: 
URL изображения: 

если вы незарегистрированный на форуме пользователь, то
для успешного добавления сообщения заполните поле, как указано ниже:
поделите 4 пополам:

Перейти к списку ответов | Конференция | Раздел "Электроника" | Главная страница | Карта сайта

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
Web telesys.ru