Телесистемы
 Разработка, производство и продажа радиоэлектронной аппаратуры
На главную   | Карта сайта | Пишите нам | В избранное
Требуется программист в Зеленограде
- обработка данных с датчиков; ColdFire; 40 тыс.
e-mail:jobsmp@pochta.ru

Телесистемы | Электроника | Конференция «Микроконтроллеры и их применение»

"Атака "Энтерпрайза", или мертвая петля"... (+)

Отправлено ETM 12 марта 2007 г. 23:59


Атака "Энтерпрайза", или мертвая петля
------------------------------------------
...Полковник наш рожден был хватом...
Лермонтов, "Бородино"
------------------------------------------
Противоборство двух систем было в самом разгаре, вовсю полыхала
"холодная война", и отблески ее зарева были видны на всех материках, морях и
континентах. Империализм - угроза миру! Империализм - источник войн!
Империализм - тормоз прогресса! США - ударная сила мирового империализма. И
наоборот: социализм - оплот мира и прогресса всего человечества, а Советский
Союз - его авангард, надежда и опора. Отсюда совершенно понятна и очевидна
роль Вооруженных Сил, а следовательно, и Военно-Морского флота. Все, что
создано народом, должно быть надежно защищено. Так это или немножечко иначе
- думать было некогда. Во-первых, работал "железный занавес". Во-вторых,
надо было противостоять злобным проискам этого самого империализма, а их
было не счесть. Сил и средств у империалистов хватало с избытком, хотя
социализм вел развернутое наступление... Но до открытой схватки не доходило,
наверное, потому, что у обеих сторон не было уверенности в том, останутся ли
на планете победители, не говоря уж о побежденных. Китай с его миллиардным
населением - не в счет.
В общем, вот на таком историческом фоне и служил Советскому Союзу
командир многоцелевой атомной подводной лодки, один из многих ничем
особенным от других не отличавшийся. Хотя - слыл на флоте чудаком из-за
своих двух сумасбродных идей.
Первая - сделать на подводной лодке "мертвую петлю". Вторая -
торпедировать авианосец "Энтерпрайз". Ни больше, ни меньше. Причем, обе
мечты были вынесены еще из стен училища, и до сих пор командир не
образумился. Нет-нет, да и ляпнет где-нибудь, чаще, конечно, по пьяни.
Идея с "мертвой петлей" родилась на вступительной лекции по ТУЖК, когда
преподаватель из бывших механиков авторитетно заявил, что аэродинамика и
гидродинамика - близнецы и братья, вернее сестры, и что законы управления
подводной лодкой сродни законам управления самолетом. Правда, со временем
мечта несколько поблекла, выветрилась и стала какой-то нереальной.
Механики-сослуживцы снисходительно привели массу доводов о ее
несостоятельности. Это и провал на запредельную глубину погружения, и что
разность в плотности воды и воздуха - более тысячи раз! - приводит к
разности в скоростях, а посему в верхней мертвой точке все будет падать
вниз, так как вес незакрепленных предметов превысит величину центробежной
силы, а в трюмах вода...
-- Трюма по уставу должны быть сухими, и все раскреплено по-штормовому!
- впадал в ярость будущий командир. - А вас, умников, надо тоже привязать
ремнями, как в самолете, и всю вахту, и с замком, а ключ у вахтенного
офицера...
-- Эк тебя развезло, - добродушно посмеивались управленцы, - все равно
не получится - сорвет конденсатные насосы, сработает защита и потеряем ход.
Будет не петля, а полупетля, но, возможно, мертвая. Иди в свою штурманскую
конуру и думай лучше, как утопить авианосец. К тому же, у лодки в подводном
положении, в отличие от самолета, сохраняется значительный восстанавливающий
момент, который...
-- А ну вас всех в зад!!! Петлю я все равно сделаю, на новой,
глубоководной, скоростной лодке третьего поколения, с реактором на ЖМТ! Так
что, счастливо оставаться. Натирайте мозоли на заднице, покрепче, чтобы сэр
Чарльз Дарвин в гробу перевернулся...
Тут дело в том, что старых управленцев сравнивали с обезьянами. Мол, за
столько лет щелкать ключами и нажимать кнопки можно научить и обезьяну -
думать-то не надо.
-- Слушай, - обращался правый управленец к левому, - откуда у "люкса"
могут быть столь глубокие энциклопедические знания - сэр Чарльз, да к тому
же еще и Дарвин. Если он еще скажет "эволюция" или еще что-то в этом роде, я
выпаду в осадок...
На этом пикировка обычно заканчивалась.
Мысль о потоплении "Энтерпрайза" родилась одновременно со вступлением
того в строй, в училище, на занятиях по тактике, когда подробно разбиралось
потопление американской лодкой "Арчер-фиш" в конце ноября 1944 года
крупнейшего японского авианосца "Синано".
-- Это был самый мощный авианосец в мире до нынешнего времени!
Семьдесят две тысячи тонн водоизмещения! И был потоплен лодкой, в тридцать
раз меньше, чем он сам. Только недавно вступивший в строй американский
атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" смог превзойти "Синано" по своей
мощи...
-- Вот бы его утопить! - вырвалось у вихрастого четверокурсника, в
котором без труда можно узнать нашего мечтателя.
-- Ну-ну. Мысль сама по себе неплоха, но американцы учли печальный опыт
"Синано". Его охраняли всего два эсминца. А у "Энтерпрайза" сопровождение -
будь здоров. Лодки, авиация, в том числе и противолодочная, и спутники...
Это дальнее, а в ближнем фрегатов пять рыщет. И у самого, помимо авиации,
вооружение - ого-го! Так что, мой юный друг, о торпедной атаке "Энтерпрайза"
можно только мечтать. К тому же ход у него под тридцать узлов, даже
противолодочным зигзагом - угнаться практически невозможно. Даже если ваша
железка сможет дать такой ход, вы все равно ничего слышать не будете за
ревом собственных шумов. Это все равно, что на мотоцикле с завязанными
глазами преследовать гоночный автомобиль по взлетной полосе. Причем, у
водителя автомобиля глаза не завязаны... За ним надо охотиться, выслеживать,
прокрадываться в ордер - одним словом, как следует надо тактику изучать. И
не только в училище, а всю службу. Вот тогда что-то может получиться.
Причем, только в военное время - надо объяснять, почему? А еще попробуй,
окажись с ним в одном районе...
И наш юный друг начал мечтать и изучать тактику использования
авианосцев. Сперва в одиночку, а по мере служебного продвижения начал
привлекать и подчиненных. За что и прослыл на флоте чудаком. Все старались
помочь, точнее, подколоть. Например, сослуживцы-механики, пока командиром не
стал, советовали прикормить рыбью стаю и в ней маскироваться. Или приручить
пару кашалотов, записать на пленку и издавать звуки брачующихся дельфинов, а
лучше обучить этому акустиков - и тому подобное. Командиры и начальство
шутили иначе, мол, сегодня по нашим данным "Энтерпрайз" направляется туда-то
и туда-то, ты как, готов? Так же издевались с "мертвой петлей": "Слышал, что
в отдел кадров пришла разнарядка на командира новейшей, скоростной,
глубоководной лодки. Ты как, а?"
И тем не менее, командир упрямо нес свои несбыточные мечты через года.
И вот наступило время принятия решения - расти дальше по службе или
подыскивать место на берегу? Расти дальше не особо хотелось, а на просьбу
или даже намек о переводе командир дивизии с начпо заявляли: "Ну, еще одна
автономка - и будет тебе перевод". Но прошла одна, вторая, и назревала
третья. Командир был грамотным подводником, имел сколоченный экипаж и, как
говорится, пользовался авторитетом. Но всему есть предел, и когда командир
твердо заявил протест и затребовал справедливости у командования, ему "по
секрету" сообщили, что эта боевая служба будет проходить в районе
предполагаемого действия АУГ с "Энтерпрайзом", и что более опытного и
грамотного командира в этом плане просто нет и быть не может... Короче,
такого иезуитского коварства в штабной дипломатии командир не ожидал. Мечта
юности... непойманная Жар-Птица...
В общем, боевая служба состоялась, и районы совпали!
Трубадуры чуждой нам буржуазной идеологии говорят, что мысль может быть
материальна и ссылаются при этом на Библию - вначале было Слово. Но
последующее поколение еврейских философов во главе с Марксом и Энгельсом
зачем-то начали утверждать, что материя первична.
Что там первично, что вторично - думать командиру было недосуг, надо
было действовать и дальше материализовывать мечту, а точнее - теперь уже
боевую задачу. И началась игра в жмурки, гонка с завязанными глазами. На
космическую разведку надежды было мало - никакого просвета, облачность
сплошная. Но командир был отнюдь не беспомощным мечтателем, а имел крепкую
крестьянскую хватку: про авианосцы и их тактику он знал все, что можно было
знать. Его офицеры, включая даже механиков, знали чудаковатость своего
командира и тоже старались не пропустить ни крупицы информации про
"Энтерпрайз" и его охранение.
Заканчивался первый месяц автономки, и вот уже вторую неделю длилась
слепая гонка за самым большим и мощным авианосцем. Режим "тишина" резко
сменялся самым полным ходом, затем опять дрейф на стабилизаторе глубины без
хода, изменение глубины и снова гонка. И все это - на готовности номер один:
ни как следует поесть, ни умыться, ни поспать. Люди вконец измотаны, гальюны
переполнены, пресная вода на исходе - все это последствия режима "тишина".
И вот, наконец-то, вознаграждение за упорство, вот она, материализация
мечты командира и всего экипажа. Лодка на стабилизаторе глубины без хода,
все молчат, напрягшись, а акустики ловят своими чуткими электронными и
человеческими ушами групповую цель, а посередке что-то такое, что без труда
классифицируется как авианосец! Прикинули, посчитали - основная цель пройдет
мимо в десяти-двенадцати кабельтовых. Вот она, мечта юности и всей
последующей жизни! Ну почему, почему на планете в эту минуту мир?!
-- Боевая тревога, торпедная атака! Колоколо-ревунную сигнализацию и
"каштан" не использовать! Все команды и доклады - только по телефону!
-- Ну, писец, началось, - вырвалось у экипажа. - Бей супостата.
Но война-то холодная, время мирное, атаковать нельзя, даже имитировать
атаку... Конечно, дождетесь! Главное, чтобы зам с особистом не очухались, а
то налетят: не положено! есть директива! а помимо директивы есть у них и
стукачи свои, то бишь эти... информаторы. Кто они? По идее, должны быть и
среди офицеров. О боевой тревоге оповещены только телефонизированные боевые
посты и командные пункты, хождение между отсеками запрещено... а цель шпарит
себе на сближение двадцатиузловым ходом, курс не меняя. Вот-вот мимо
пронесется... Надо что-то делать, как-то обозначить торпедную атаку, пусть
знают, что русский Иван не лыком шит, и не думают о безнаказанности...
-- Боцман, всплывать на перископную глубину на стабилизаторе.
Команд - минимум, все с полуслова, все работают, выкладываясь на сто
процентов.
-- Поднять перископ.
В центральный прибыли взлохмаченные зам с особистом. Ишь, как
торопились, даже лоск не успели навести. Начинают потихоньку въезжать в
обстановку. Командир - к перископу, чтобы ненужных вопросов избежать. Минут
через пять авианосец будет на траверзе. Вон он, весь в огнях, самолеты
принимает, значит, курс менять не будет. БИП вырабатывает данные для
стрельбы - все на автомате. Командир от перископа - к телефону:
-- Минер! Сколько нужно времени, чтобы освободить четвертый и пятый
аппараты от торпед?.. Сколько?! Ну ты даешь... Пять минут! И приготовить эти
аппараты к прострелке воздухом! Понятно?!
Пытавшиеся вот-вот вмешаться в обстановку зам с особистом оцепенели,
как адмиралтейские якоря на набережной Невы. Есть директива Главного Штаба с
рекомендацией избегать имитации боевых атак, требующая обеспечения
собственной безопасности, предотвращения столкновения и навалов и еще что-то
там про международную обстановку...
Минера тоже заклинило, и четкого ответа "есть" не последовало. Вот те,
нате. Готовились, готовились, а все ушло в болтовню на партсобраниях. Да, в
военное время проще: ввел данные стрельбы - а они идеальные! - и "Пли!" А
тут все аппараты заряжены боевыми торпедами. Есть, правда, возможность
освободить два аппарата от торпед на случай аварийного выхода из затонувшей
лодки. Надо освобождать, время уходит...
Авианосец вот-вот поравняется с лодкой, а минерское "есть" все никак не
прозвучит, да и зам с особистом скоро очухаются.
И тут механик - нашел выход! - самый большой оппозиционер и тайный
насмешник над командирскими утопиями. Он уже давно запрашивал "добро"
продуть гальюны (не заполненным "под завязку" остался только докторский в
изоляторе), но командир неизменно запрещал - продувание демаскирует лодку.
Механик матерился и утверждал, что нас скоро по запаху учуют даже в
Пентагоне.
-- ...минер!...
-- Командир, - встрял механик, - готов произвести прострелку гальюнов!
Эффект такой же, а пользы больше: не надо снимать давления с отсеков, тем
более, что оно и так избыточное, и расход воздуха на это дело меньше. И
нарушения директивы не будет. А?
Мысль сама по себе неплохая, но... как-то это..., а выхода другого
нет...
-- Ну, это совсем другое дело, - обратился почти вышедший из оцепенения
зам к начинающему тоже очухиваться особисту.
-- Ладно, механик, убедил, - сказал командир. - Продуть гальюны по
команде.
И сам - к перископу.
В редких разрывах облаков проглядывала четверть рождающейся луны.
Лунная дорожка убегала в сторону авианосца, надвигающемуся неумолимо, как
крах капитализма.
-- Механик, турбину к даче хода приготовить. Что там с гальюнами?
-- Турбина готова, гальюнные аппараты второго и третьего отсеков к
стрельбе готовы, - отрапортовал механик, - есть предложение опустить
перископ: кингстон продувки гальюнов на одном шпангоуте с перископом,
недолго и оптику загадить...
-- Понял, понял, механик... БИП! Доложить данные стрельбы двумя
"изделиями"! - Выслушал данные, сверился по перископу и дал команду опустить
его.
-- Механик, то-овсь!
-- Есть товсь!
-- Пли!
-- Есть пли! - отрепетовал механик. - Второй и третий, продуть гальюны,
воздуха не жалеть!
Через некоторое, очень маленькое, время в центральный пошел характерный
запах, и все завращали носами.
-- Товарищ командир, продуты баллоны гальюнов во втором и третьем
отсеках. Замечаний нет.
-- Есть, механик. Поднять перископ!
Подняли. Вот это да! Командир ошалело отшатнулся от окуляров, а затем
опять прильнул.
На авианосце пылал пожар! И еще какой! Громадина продолжала следовать
своим курсом.
-- Товарищ командир! В нашу сторону направляется цель номер три,
дистанция тридцать, - доложил командир расчета БИП.
-- Есть, - машинально ответил командир, не отрываясь от перископа, -
наблюдаю пожар на авианосце, записать в вахтенный журнал...
В центральном все так и обалдели.
-- Доигрались! - первым пришел в себя и трагически завопил зам.
-- Разрешите? - и, не дожидаясь ответа, особист прильнул к перископу.
Это наглость. Это борзость. Перископ - штука только для командира. Старлей
сопливый, агент "два нуля", да к тому же из механиков... В другое время
командир не стерпел бы и проучил юнца, но сейчас было не до того.
-- Пожар... на полетной палубе... ни хрена себе... - подтвердил
особист.
Что за чертовщина?! Ну, продули гальюны. Торпедные аппараты воздухом не
простреливали, вернее, команда была, но минер... Минер "есть" не сказал, а
должен был, и отрепетовать команду должен был, а он молчал... Тогда что?
Так думал командир, а все внимательно слушали, потому как думал он
вслух.
-- А почему он молчал? - вступил в дело особист. - Может, он
действовал?
И особист перевел взгляд на пульт вахтенного офицера с "каштаном".
Тумблер торпедной палубы был включен! Все уставились на тумблер, а глаза
зама начали наливаться справедливым гневом, как у Ивана Грозного, который
убивает своего собственного сына.
-- Разрешите! - и снова без разрешения особист рванулся к "каштану". -
Первый, торпедная! Ответить центральному! - надрывался особист в выключенный
"каштан", надеясь первым выявить злой умысел.
-- Товарищ старший лейтенант! - не сдержался командир. - "Каштан"
обесточен по моему приказанию с самого начала слежения за авианосцем.
Отойдите отсюда и без разрешения...
-- Но ведь горит, и горит фактически! - не унимался старлей, пытаясь
сдержать марку.
-- А чего это вас так огорчает, - съязвил командир, - авианосец-то
американский.
И за телефон.
-- Связисты, запитать командирский "каштан", - и далее, уже по
"каштану". - Минер! Ты что там, умер или ...?! Доложить количество
боезапаса!
-- Товарищ командир, - прозвучало в замершем центральном, - боезапас
без изменения. - Минер докладывал невозмутимо (еще бы, откуда он знал). - В
аппаратах столько-то, на стеллажах столько-то, выгрузку из аппаратов
четыре-пять начать не можем, неисправно перезарядное устройство. Время на
введение в строй выясняем...
-- Ну, минер! Мо-ло-дец! - гневно-радостно выдавил командир. - Выгрузку
отставить, а там разберемся...
Зам отлип от перископа, в который влез, пока шел диалог с торпедистами.
Ему хотелось ущипнуть себя и проснуться. Кошмар какой-то! Торпеды на месте,
ну продули гальюны, а авианосец горит! Кто будет отдуваться за все? Говорил
же начпо: "Присматривай за командиром! Если что, одерни!" Уследишь тут за
этим великовозрастным идиотом, как же... Но, скорее говно - в буквальном
смысле слова - подстроил механик. Этот опаснее - технократ...
Крыша съезжала не только у зама. Но боевые посты и командные пункты
бесстрастно делали свое дело.
-- Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция
пятнадцать кабельтов... - прервал размышления и догадки доклад акустика.
-- Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на
сто метров!
...Автономка закончилась досрочно. "Энтерпрайз" ни с того, ни с сего
ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно
вернуться в родную базу. В точке всплытия поджидал БПК с комиссией. Сразу же
изъяли вахтенный журнал и штурманские карты. Поочередно опросили всех
свидетелей и участников "атаки" и заставили письменно изложить события
такого-то числа в ночь с и по. И вырисовалось вот что...
О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца
наверняка знал, а значит, знало и все его охранение. Знал он также, что
контакт с ней потерян. Это можно расценить, как отрыв АУГ от лодки, но
дальнее охранение - тоже подводные лодки - все равно должны были продолжать
поиск. Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца.
Знали, и потому смотрели в оба. И тут в лунной дорожке какой-нибудь
сигнальщик видит перископ. Докладывает, разумеется - у них за это дело
крупная денежная премия, между прочим. Командование авианосца волнуется,
луна прячется в облаках, и перископ скрывается (чтобы оптику в дерьме не
запачкать). Все напряженно пялятся на воду, оповещают корабли охранения, а
авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку. Тут
снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь - в лунной опять же
дорожке - и акустики кричат, что слышат торпедный залп... Рулевой и не
выдержал, повернул, уклоняясь от "торпед" - так или иначе, история
умалчивает, но самолет не туда сел, врезался и загорелся.
Факт состоит в том, что по сведениям агентурной разведки и по
дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала
гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета,
врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка
влепил носом в борт своего же крейсера УРО "Белкнап". Опять же, через
военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских
подводных лодок. Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ту
быстренько вернули...
На пирсе экипаж встречал лично Командующий Флотом. После оглушительного
"Здравия желаем!.." ком поблагодарил экипаж за службу.
-- Служим Советскому Союзу!!! - опять же оглушительно заорали
подводники... И все. Ни речей. Ни митингов. Ни разносов. Ни наград, ни
благодарностей, ни грамот, на худой конец. Зачем приехал?
-- Старпом.
-- Я!!!
-- Действуйте по плану, а мы тут с командиром маленько побеседуем, - и
в курилку на корень пирса.
-- Ни хрена себе! - выразил общее недоумение механик, - неужто снимут?!
Вот бы и меня!.. - он давно мечтал о переводе на берег под любым соусом,
ровесник командирский.
-- Всем вниз! - старпом пресек механические разглагольствования, и
народ полез в прочный корпус.
Монолог комфлота в курилке (достоверность - плюс-минус):
-- Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил. "Энтерпрайз"
минимум на полгода выведен из строя. За такое не грех и Героя дать. Но - не
судьба. Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в
море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак. Табанили его только
америкосы. Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт
"Энтерпрайза" им в копеечку вылетит. Но! - тебя там не было. Ты понял? И
экипажу объясни. Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой...
Объяснять янкам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны
продувал, никто не станет. Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых,
смешно просто. Еще возьмут и не подпишут соглашение, реванша искать будут.
ТАСС уже сообщил об аварии на "Энтерпрайзе" и заявил, что наших кораблей в
этом районе не находилось. Так что, извини, вот тебе Орден Красного Знамени
- это все, что в моих силах. Да и вообще, не пора ли ему на покой? -
командующий повернулся к комдиву. - А то ведь, насколько я знаю, еще одна
мечта осталась, неосуществленная. Есть места?
-- Найдем, товарищ командующий. Это - последняя автономка. Готово
представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла.
-- Давайте мне, я сразу подпишу. Ты как, согласен?
-- Так точно, согласен, товарищ адмирал, только вот... есть еще
просьба...
Комдив обречено развел руками, мол, что с ним поделать.
-- Ну, говори, - насторожился ком.
-- Мечта осталась неосуществленная...
"Ну точно, чокнутый, - одновременно подумали оба адмирала. - Может, его
сперва в госпиталь, к психиатрам?"
-- ...но мой механик утверждает, что она неосуществима. А объяснить
толком не объясняет, времени не хватает никогда. Да и стрельбу эту с
гальюнами - это он придумал...
-- Ну и куда ж ты клонишь? - первым начал соображать комфлота и даже
улыбнулся.
-- Мой годок он, товарищ командующий, только с Дзержинки, ходатайствую
о переводе механика в учебный центр на "механический" цикл.
-- Все?
-- Так точно, все.
-- Ну что ж, иди. Комдив, готовь представление и на механика. Пусть там
вместе разбираются со своими мертвыми петлями. Только в штопор не войдите, -
ком весело погрозил пальцем и протянул на прощание руку.



Составить ответ | Вернуться на конференцию

Ответы


Отправка ответа
Имя*: 
Пароль: 
E-mail: 
Тема*:

Сообщение:

Ссылка на URL: 
URL изображения: 

если вы незарегистрированный на форуме пользователь, то
для успешного добавления сообщения заполните поле, как указано ниже:
введите число 38:

Перейти к списку ответов | Конференция | Раздел "Электроника" | Главная страница | Карта сайта

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
Web telesys.ru